МОУ СОШ №2 г. Называевска
Главная О школе Устав Гимн Регистрация Форум Гостевая Контакты
   
 
Меню
Новости Каталог статей Проектная деятельность Наши педагоги Наши достижения Готовимся к экзаменам Расписание уроков on-line Наши мероприятия Родителям Внеклассная работа Методическая служба Обратная связь
 
Категории раздела
 
Поиск
 
Информационный блок
 
Облако тегов

Каталог статей

Главная » Статьи » Работы наших учеников » Доклады и рефераты

«Поэзия земли Сибирской»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

г. НАЗЫВАЕВСКА

Реферат 

Тема: «Поэзия земли Сибирской»


                                                                         

Подготовила:
  Королёва Ольга
  11 А класс
   

  Руководитель:
  Лукьянова 
  Валентина Ивановна





г. Называевск
2008 г.




Оглавление:

Введение………………………………………………………………………..2
Глава I: «Шел он по солнечной гриве»…………………………………..4
Глава II: «Поэт Свинцового века»…………………………………………11
Глава III: «Поэзия родного края»…………………………………………. 16
Глава IV: «Накануне Чугунного века»……………………………………. 20
Библиография………………………………………………………………...34



Введение.
Сибирь богата не только нефтью и газом, углем и лесом, в таежной глуши, подобно Каменному цветку, вырубленному горным мастером, оттачивается и накапливается мастерство «ермаков-завоевателей» и «нигилистов-отрицателей»,- сибирских поэтов. Богата сибирская земля талантами, выходцами из разрушительно-творческой «кладовой мысли». 

В Сибири множество талантов пребывает,
И среди них наш Называевский район.
Сегодня на прогулке по родному краю 
Я расскажу вам, чем же славен он.

На севере – район Крутинский,
На юге – Исилькуль и Казахстан,
С востока Любинский и Тюкалинский;
На ярмарку соседи едут к нам.

Природа фауной и флорой наградила:
Лугами и лесами знатен край,
Здесь зайцы, кабаны и лоси поселились,
Лисицы, волки, рысь и горностай.

Синицы, дятлы и кукушки нас встречают,
Есть куропатки и тетерева,
Взлетают утки, гуси, зяблики и чайки,
Иной раз промелькнет сова.

Теперь рассмотрим, чем же славен город,
Какие достопримечательности здесь.
Все новые строения возводят,
Талантов наших всех не перечесть.

Художники, писатели, поэты,
Театр народный, сельский клуб;
Есть свой канал, редакция газеты,
Дом Творчества и Дом Культуры ждут.

А сколько творческих фамилий:
Прокопова, Айдышев, Ткачёв,
Кладий, Бегма, Волина и Риу,
Токарев и Кулешова, Ковалёв.

Немало экспозиций ценных 
Хранит наш краеведческий музей;
Храм Православный был построен в центре,
Теперь гордимся мы гимназией своей.
Сибирские таланты разнообразны,
И каждый край по-своему силен.
В Сибири множество районов разных,
И среди них наш Называевский район.

Я очень люблю поэзию, поэтому и выбрала для своей работы это направление. Общепризнанных мастеров пера знают многие, а наших современников – лишь небольшой круг читателей. Тем более, в Сибири немало талантов, хочется, чтобы об их творчестве знало как можно больше людей, ведь это наше культурное наследие, поэтическая кладовая. Важно подчеркнуть как особенности творчества поэтов Омской области, так и наших земляков. 
Поэтому я поставила цель рассмотреть и проанализировать жизнь и творчество поэтов областного масштаба: широко известного Т. М. Белозёрова и неизвестного, забытого временем, А. Кутилова. Их творчеству посвящены I и II главы реферата. В III главе я представляю творчество нескольких поэтов нашего района. Среди них: З. П. Верхоланцев, В. В. Ковалёв, И. А. Кулешова. IV глава реферата содержит мои собственные стихи, а также краткий анализ некоторых из них.
При составлении реферата я пользовалась различными сборни-ками стихов, справочной литературой, словарями, энциклопедиями, а также рецензиями и аннотациями.
Этот реферат ценен тем, что его можно использовать на уроках ИКННОП, литературы и при проведении внеклассных мероприятий для ознакомления с творчеством поэтов родного края.  








Глава I: «Шел он по солнечной гриве».

Вся жизнь прошла –
В один рассвет.
Весь путь пролег –
Одной сторонкой.
Свой век прошел – прожил поэт
С душой и совестью ребенка.
Прошелестел, как ветерок…
Расцвел в росинке
Яркий лучик…
Придет на тихий бугорок
Седой, как лунь,
Лесной Плакунчик.
Покуда дети будут петь,
Играть в лапту,
Учиться в школе,
Он будет день и год сидеть,
А может – век…
А может – боле…

Он жил в Омске, но его знала вся страна. Омский поэт Владимир Макаров так писал о своем друге: «Всему живому – людям, соснам, ягоде морошке, бородатому глухарю, пашне, реке в разливе – нужна красота, нужна поэзия, и поэтому она, жизнь, возьмет порою и расщедрится – родит поэта. И тогда уж не пожалеет для него самого сокровенного своего: и подснежники – его, и куличок на отмели – его, и деды-фронтовики – это его деды.… Однажды в сибирской деревне родился мальчик, назвали его Тимой. Потом, через годы, жизнь избрала его – Тимофея Белозерова – в поэты…». 
Родился Тимофей Белозеров 23 декабря 1929 года в глухом таеж-ном крае, в селе Камыши Куртамышского района Курганской области. Сам поэт писал: «Детство мое прошло в предгорьях Алтая и не-больших городах Усть-Каменогорске и Лениногорске. Я хорошо помню студеные бурные реки, где мы, загорелые до черноты, ловили хариусов и гольянов, а вечерами, в студеной тишине, таскали из костра распаренные ароматные шишки…». После окончания семилетней школы в селе Старо - Карасук Омской области Белозеров жил на станции Калачинск, работал столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем.
В 1948-1952 гг. учился в Омском речном училище. Окончив училище и пройдя стажировку, работал мастером механического цеха на Бобровском судоремонтном заводе (Барнаул).
Писать Тимофей Белозеров начал поздно. В 1957 г. в Омском книжном издательстве вышла его первая книга «На нашей реке». По признанию самого поэта, писал он «по наитию, без мучительного поиска единственно верного слова, точной рифмы, яркого поэтическо-го образа».
В том же году Белозеров поступил на заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького. В 1962 г. был принят в Союз писателей СССР. После окончания института в 1963 г. Белозеров работал редактором Омского телевидения. С 1968 г. нахо-дился на литературной работе. В декабре 1980 г. принимал участие в работе 5 съезда писателей РСФСР.
Один за другим в разных городах Союза стали выходить сборники стихов. Причем не только у нас, но и за рубежом. Некоторые его стихи стали даже песнями – «Полынь-трава», «Песня о Сибири». Их можно услышать в исполнении знаменитого Омского русского народного хора. Всю свою творческую жизнь Т. Белозеров педантично исповедовал заповедь Ю. Олеши: «Ни дня без строчки».
Поэт как-то признался: «Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек. Все мои книги о том, что я видел». А видеть ему довелось очень много. И обо всем этом он рассказал на страницах своих книг с прекрасными и нежными названиями: «Цветные голоса», «Волшебный посошок», «Зимушка-зима», «Смородиновый куст», «Жаворонок», «Подснежники», «Апрель», «Лебедушка».
Но, как всякий настоящий поэт, Белозеров, естественно, искал са-мое нужное и самое точное слово. В книге «Искать свой секрет» поэт писал: «Литература властвует надо мной с малых лет. Сказки Андерсена и Толстого, стихи Некрасова и Пушкина.… До сих пор помню запах типографской краски… Широкая русская печь, заваленная сырыми полушубками и валенками, а в руках моей сестры книга. Слушаю – и словно сам иду по лесу, вхожу в медвежью избушку, сажусь на мишуткин стульчик и ем похлебку. Жили мы в глухом таежном селе, лес был рядом, но он не был таким отчетливым, как в книге…».
Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к сере-дине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке – вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками.
Один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983). В многочисленных откликах на эти книги критики писали о том, что поэт овладел какой-то поэтической тайной, что под обаяние его поэзии попадает читатель любого возраста.
Большинство произведений Т. Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк – более твердым, поэтическое слово – емким и красочным. В зрелый период своего творчества поэт приходит к той форме стиха, которую он считал для себя наиболее органичной. Поэтическая миниатюра была осознана им как наиболее подходящая для этого форма.
Тимофей Белозеров принадлежал к числу поэтов-шестидесятников, которые создали новое направление в детской поэзии – психологическую лирику. Он, как считали некоторые критики, как бы заполнил промежуток между слишком детской и очень взрослой поэзией.
Поэта всю жизнь привлекал отроческий возраст, когда ребенок еще исполнен безусловного доверия к жизни и природе, когда он еще сохраняет изначальную чистоту нравственного чувства, но при этом уже способен очень многое понимать. Т. Белозеров стремился открыть поэзию в самой природе, точно так же, как когда-то это делал волшебник слова М. Пришвин. Ощущение гармоничности бытия, его целесообразности, безграничное доверие к первоначальному смыслу, растворенному во всем, что окружает человека, – характерная черта поэтического стиля поэта.
Иван Яган писал в одной из своих рецензий: «Представляю ту ог-ромную территорию, на которой разойдутся книжки нашего земляка, вижу тысячи малышей, слушающих и читающих эти стихи. И радуюсь: много полезного и интересного узнают дети». А критик Е. Беленький, оценивая творчество Белозерова, отмечал, что «это серьезный и полезный труд поэта-педагога, в меру своего дарования помогающего духовно «встать на ноги» большой массе маленьких читателей». 
Отличительная черта дарования Т. Белозерова – наблюдатель-ность. Даже в самой обычной вещи поэт умеет открыть нечто интересное, заманчивое, увлекательное. Он раскрывает перед ребенком красоту мира. Таковы его стихи «Таежный светофор», «На радуге», «В жаркий полдень». Неистощимая фантазия, гибкая изобретательность позволяет поэту показать знакомый мир в новом свете, увидеть необычное в обыденном.
Поэт влюблен в свой край, в родную природу. Об этом говорят даже названия стихов, по которым любой омич сможет догадаться, где происходят события: «Зачем я в Большие Уки к детям летал», «Люблю Иртыш в вечерние часы», «Речка Оша» и др. Не случайно поэт так много писал о сибирской природе, а один из критиков назвал Сибирь Т. Белозерова «певучей и нежной». Сказано очень точно и подтверждений в стихах поэта предостаточно:

Сколько солнца в горах и простора!
Так и хочется варежки снять
И к теплу. На плечо косогора
Деревеньку родную поднять…

У Белозерова есть простое и ласковое стихотворение «Новое лу-кошко»:

Берестень мой берестень,
Новое лукошко!
Вот приветливая тень, -
Посидим немножко.
Посидим да поглядим,
Как по дну овражка
Тихим облачком седым
Стелется ромашка.
Поглядим на дальний луг
С желтыми стогами.
Поглядим, как черный жук
Шевелит ногами.

Читая книги поэта, мы видим, что его интересовало не только на-стоящее сибирского края, но и его прошлое, начиная со времен присоединения Сибири к России. В стихотворении «Ермак» он пишет:

Шел Ермак с боевой дружиной,
Вороша вековую тишь.
И дружину его в пружину
Сжал широкий седой Иртыш.
Отразились в воде кольчуги,
Копья, шлемы, скуластость лиц,
И поплыли на север струги,
Словно стая тяжелых птиц.

Особая судьба у книг «Журавкин праздник» (1980). «Подснежники» (1982), «Апрель» (1983), «Лебедушка» (1986). Стоит обратить внимание на название книг. Они очень светлые и по-весеннему теплые. Поэт словно предчувствовал свою смерть, может быть, именно поэтому они стали своеобразными итогами творческой деятельности художника. Сборник «Лебедушка» - последний сборник поэта. Он долго не мог выбрать между названиями «Лебедушка» и «Черемуха». Перелистаем стихотворения этого сборника. Какой-то пронзительной болью и одновременно сказкой поражают они. Одна из страниц «Лебедушки» особенно трудно преодолевается при чтении – прочитав эти строки, вновь и вновь возвращаешься к ним. Поэт в предчувствии своего ухода из жизни с величавой и сдержанной печалью говорит о том неминуемом, что с ним скоро произойдет:
……………………………………..
Стану солнечным, воздушным,
Как над лесом океана, 
Безмятежным и послушным
Дуновеньем ветерка, -
Стану тем, чем в мире жил.
Чем на свете дорожил.
……………………………………..

15 февраля 1986 года перестало биться сердце этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка. Не прошло и года со дня смерти поэта, как именем Тимофея Белозерова стала называться детская библиотека. А на улице Ч. Валиханова, 2, в доме, где жил и работал поэт, на стене установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Ф. Бугаенко. Именем Белозерова названа одна из улиц в Омске.
…………………………………………………………………………………………

Т. Белозеров - автор более 60 детских книг, вышедших в различ-ных издательствах страны (Москва, Омск, Новосибирск и др.). Их общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров. Книга «Журавкин праздник» (1980) экспонировалась в 1981 г. на Международной книжной ярмарке в Москве и была удостоена диплома 2-й степени. Четыре книги Белозерова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик» (1979), «Зимушка-зима» (1989), «Карасик» (1981), «Журавкин праздник» (1990). За выдающиеся заслуги в развитии поэзии для детей поэт был награжден юбилейной Ленинской медалью (1970), медалью «За трудовую доблесть» (1971). За книгу «Цветные голоса» (1972) ему было присвоено звание лауреата премии Омского комсомола, в 1976 г. - звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».






Глава II: «Поэт Свинцового века».
Его как классика XX века преподают в американских школах, его сборники с упоением читают в Европе, а его стихи включены в знаменитые «Строфы века», но в России об этом поэте почти ничего неизвестно, даже для большинства писателей имя Аркадий Кутилов всего лишь пустой звук. Он не входил в какие-либо литературные союзы, не печатался в литературных журналах, не выпускал сборники стихов; он завершил свой век в одном из омских парков, и, несмотря на то, что прошло 22 года с момента его гибели, но ни где захоронен поэт, ни точного дня смерти не знает никто. Его биография покрыта глубокой тайной.
Случилось это в связи со странной, запутанной и даже экзотичной судьбой Аркадия Кутилова.
Родился Аркадий в таежной деревне Рысьи Иркутской области, неподалеку от которой протекает речушка Кутил, от которой и берет начало столь похожая на псевдоним фамилия поэта. После смерти отца вместе со своим братом был перевезен матерью на родину ее детства в село Бражниково, неподалеку от Омска, где прошли его школьные и юношеские годы. 
Стихи Аркадий стал писать в 17 лет, а до этого был всецело увле-чен постижением живописи. Ранние его стихи были все посвящены описанию природы, охоты, но они уже имели собственное звучание, свой ритм. Язык их ярок, многообразен, смел, порой встречаются интересные и даже гениальные метафоры. Из бытовых, ничего не значащих вещей появляется видимая картина бытия. 
Его стихи изначально лишены гладкости, легкости, классичности. О Кутилове можно сказать, что он вышел из поэзии провинциальной, обыденной, с ее порой нескрываемой несуразностью, с прозаичностью и мелкостью тем, но смог поднять ее до общемировоззренческих тем, до отражения через нее всего мира.

Сидят в луну влюбленные собаки,
Молчат пока, вбирают голоса…
А мимо – шапки, рыжие как маки,
А мимо – звезды, окна и глаза.

Спешат в мороз одетые подружки,
Бредет куда-то сам собой тулуп…
Смешные, чуть усталые избушки,
И вместе с дымом музыка из труб.

Из села Бражниково Аркадий Кутилов был отправлен в Смоленск на армейскую службу. Там он сразу начал активную литературную деятельность: участвовал в заседаниях местного литературного кружка, печатался в армейских и областных газетах и стал даже автором гимна этого города. Тогда же был замечен А. Твардовским как весьма одаренный и многообещающий молодой автор.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь поэта, если бы не произошел один случай, навсегда переломивший его внутренний мир. Как-то в один из вечеров он вместе с друзьями устроил в армейской части «гудеж», пили антифриз, после чего из шести участников «гудежа» в живых остался лишь он. В жутком депрессивном состоянии его демобилизуют из армии и возвращают домой. Сам поэт пишет, что после всего случившегося был глубоко уверен, что «жизнь прошла мимо», неумеренно пил и не пытался что-либо изменить.
Но по истечении года его стихи появляются на страницах омских периодических изданий и приобретают необычно светлый характер. На этот раз главной темой становится любовь. Появляются совершенно неожиданные и нетипичные для дальнейшего творчества Кутилова строки:

Боготворю их, солнечных и милых,
Люблю сиянье знойное зрачков…
Они бескрылы, но имеют силы
Нас окрылять, бескрылых мужиков!…

Но счастье не могло длиться долго. Сначала Аркадий теряет мать, через несколько лет в его семье происходит распад. В один год от него уходит жена и умирает родной брат, поэт остается один, без семьи и дома. В течение некоторого времени он ведет кочевой образ жизни сельского журналиста, а потом, решив посвятить свою жизнь литературе, перебирается в Омск. Однако с раскрытыми объятиями его никто не встречает. 
И литературная братия, и друзья отвергают поэта. Отныне его окружают только случайные люди, его домом становятся сначала оставленные дома и дома друзей, затем все чаще чердаки, подвалы, узлы канализаций. Начались страшные 17 лет бродяжничества. За это время поэт не раз попадал в тюрьму за мелкое мошенничество и хулиганство, нередко становился «арестантом» психиатрических клиник. «Я снова в плену у своих!» - писал он. Для него эти места, страшные для другого человека, были возможностью творить, думать, не заботясь о крыше над головой и о хлебе насущном. 
В конце жизни у Аркадия Кутилова обнаруживается открытый туберкулез. Впрочем, поэт еще надеялся на литературное признание. В его творчестве появляются новые темы. Центром поэзии становится судьба простого человека, обычной деревни, заурядной семьи. Но именно в этой заурядности он умеет открыть вечное, непостижимое, трагическое.

Он явился белу свету
По весне, но ближе к лету.
Мамке – радость, девкам – горе…
А глазастый, ты гляди!..
Впереди не жизнь, а море.
Двадцать строчек впереди.
Жил да был, и, между прочим,
Где целован, где побит…
До конца семнадцать строчек…
…и втянулся в сельский быт…
Стал старик. Старик Иван.
Всюду принят, всюду зван.
Знал старик и свет, и тени,
Мир ни ласков, ни жесток…
До конца стихотворенья
Десять строк…
Рыбаки – его соседи –
Говорили: век живи!..
Плел Иван такие сети,
Хоть русалку в них лови…
Строчек пять всего осталось…
«Век живи!» - мурлыкал дед.
А до века не хватало –
И всего-то пару лет… 
До конца одна строка.
Нету больше старика…

Чем безнадежней и тревожней становится реальная жизнь поэта, тем жестче, кратче и стремительнее становятся его стихи. Все чаще звучит обращение к темам истории, политики, к проблеме творчества и судьбы. 

Россия, год 37.
– Яма хорошая.
Только на дно
Набежала лужина…
– Товарищ майор,
Но ведь это
Не наша вина –
Апрелева!..
– Ну, хорошо…
Давайте ужинать,
Да надо
Людей расстреливать…

Или еще одно:

Поэзия не поза и не роль,
Коль жизнь под солнцем вечное сраженье, - 
Стихи – моя реакция на боль,
Моя самозащита и отмщенье!

На долю творческого наследия поэта, как и на долю самого автора, выпала тяжелая участь. Все его стихи оказались на руках у друзей, знакомых, случайных людей.
На данный момент у Аркадия Кутилова вышло четыре книги, подготовленных его самым близким и, пожалуй, единственным другом Г. Великосельским. Первый печатный сборник «Провинциальная пристань» вышел в 1990 году, спустя пять лет после смерти поэта, в издательстве Омска и местной критикой проигнорирован, зато обычными ценителями искусства перечитывался многократно, нередко переписывался вручную.. Второй – «Скелет звезды», с прозой и заметками из записной книжки вышел в 1998 году в том же издательстве. Третья книга появилась в Красноярске при журнале «День и ночь» в серии «Поэты свинцового века». Последний сборник стихов вышел в начале этого года в деревне, где прошли школьные годы Аркадия и где по инициативе жителей и администрации создан музей поэта.  










Глава III: «Поэзия родного края».

Зиновий Павлович Верхоланцев.
Зиновий Павлович Верхоланцев родился 11 апреля 1921 года в Лесках Называевского района, затем жил на Украине и в Магадане, прошел суровыми дорогами войны. 
Зиновию Павловичу Верхоланцеву был дан дар стихосложения. Альбомные четверостишия он слагал безо всякого труда, над произведениями же серьезного плана работал очень кропотливо, подбирая каждое слово. Из-под его пера выходили яркие, талантливые стихотворения о любви, природе, взаимоотношениях людей, о фронтовых путях - дорожках, о перестройке и, конечно, о родном городе Называевске, который он любил и посвятил ему немало стихов.
Наш маленький город.
Нам с юных лет дорог
Наш маленький город
И нету на свете для нас других мест,
Где встретили мы бы
Милей свет улыбок
И радостней лиц наших жен и невест.
В тоске изнывая,
Мы в наш Называевск
Спешим, как на крыльях любви улететь,
Чтоб здесь на приволье
С безмерной любовью
В глаза матерей и любимых смотреть.
Когда нас бросала
Судьба от вокзала 
В края, где нет торных и легких дорог,
Где нас ожидали 
За труд не медали
И снилась нам мать и родимый порог.
Нам с юных лет дорог
Наш маленький город,
Мы строим его, украшая трудом.
Нам в городе этом
Зимою и летом
И жить, и любить свой родительский дом.
Пусть жены и дети
Поймут, что на свете
Для них нет милей и родней этих мест!
Пусть в городе нашем
Всем жить станет краше,
Пусть астры повсюду цветут для невест!

Владимир Викторович Ковалёв.
Владимир Викторович Ковалёв родился 27 января 1961 года. Учась в школе, принимал активное участие в общественной жизни класса. Был активным во всем.
После окончания школы работал слесарем в мебельном цехе. Но все это было чуждо ему. У Володи была одна всепоглощающая страсть – книги. И он после некоторых раздумий поступает учиться в Омский библиотечный техникум. Два года пролетели незаметно. Получив диплом, Владимир направляется на работу в Черемновскую сельскую библиотеку, где более 20 лет трудится библиотекарем. Заочно окончил институт культуры, библиотечный факультет. Почему-то многие считают, что библиотекарь – женская профессия, а Владимир считает профессию библиотекарь – мужской…
Он верит в судьбу и убежден, что именно она указала ему этот путь…
Памяти В. С. Высоцкого.
Говорят, время лечит. Но только, пожалуй, сейчас
Понимаешь, что многое в жизни предельно-короткой
Он успел совершить. И навеки остался для нас
Как певец и актер, наш товарищ Владимир Высоцкий.

В своих песнях он души людские кромсал на куски,
Очищая сердца от коррозии плотной и ржавой.
И недаром о нем, разорвавшем рутины тиски,
Песню-реквием скорбно исполнил Булат Окуджава.

В своих песнях учил он нас правду от лжи отличать,
Говорил о любви, о героях наивных и странных.
За дела и поступки по полной учил отвечать,
И на дух не терпел дифирамбов пустых и пространных.

Будут новые песни, но слышаться будет всегда
Над страной его голос в динамиках, хриплый и жесткий.
Горит во вселенной немеркнущим светом звезда – 
Планета, носящая имя «Владимир Высоцкий». 

Ирина Алексеевна Кулешова.
 Ирина Алексеевна родилась 1 февраля 1952 года в Вологодской области. Когда ей исполнилось 5 лет, семья переехала в Кировскую область. С 1966 года живет в Называевском районе.
 После окончания Большепесчанской школы поступает в Исилькульское педагогическое училище. Трудовую деятельность начинала в Драгунской сельской школе учителем начальных классов. В 1971 году поступает в педагогический институт и с того же года работает учителем начальных классов в Фомихе.  
Первое стихотворение написала в шестом классе. С 1972 года со-трудничает с газетой «Искра». Основными направлениями ее стихов являются темы любви, жизни, женского счастья. В 2001 году вышел сборник ее стихов, который называется «Желание счастья». Недавно вышел сборник стихов и рассказов «Когда стучит сердце». 
Улыбка.
Мне улыбку подарил прохожий,
Может, улыбнулся просто так,
Может, спутал с кем-то или, может,
Шел обыкновенный весельчак.

Только вдруг так хорошо мне стало,
Целый день улыбкой той жила.
Как порой для счастья надо мало – 
Я тогда впервые поняла. 
*******************************
О Боже! Дай душе не зачерстветь,
О безысходность сердцу не разбиться,
Да просто выстоять суметь,
Когда вокруг невидящие лица.

Когда не понимает даже друг,
И больше не с кем поделиться.
Из неприятностей образовался круг,
Как вырваться и как не оступиться?

Конечно, можно все перетерпеть,
На лучшее надеясь, улыбнуться,
Вот только бы душе не зачерстветь,
И от самой себя не отвернуться.




Глава IV: «Накануне Чугунного века».
Поэт.
Поэт – лишь мастер, создающий
Правдивые, свободные стихи;
А ты – читатель, познающий
Чужую правду и грехи.

Через контекст ты можешь видеть
Мышленье философское начал;
Но душу так легко обидеть,
Среди людей он не найдет причал.

Читатель! Можешь ты услышать,
Стихотворенье можешь ты понять?
Поэт… он образами дышит,
Он может многое принять,

Он может петь свободу слова,
Он может петь против толпы,
Но ты не понял смысла снова;
Контекст…. Разрушены мечты.

Огонь святой потух, и тлеет
Поэтов настоящих дар;
Читатель…. Слышит ли, сумеет
Понять, зачем возник пожар?

Да, ты – читатель, строгий, нервный,
Ты требовательный судья,
А я – поэт, хотя не первый,
Но не последний; впрочем, я

Послание оставлю напоследок:
«Любите творчество, стихи!»
Так пишет в будущее предок,
Он шлет в стихах вам правду и грехи…

Каждый из нас когда-нибудь, особенно при изучении литературы, сталкивался с вопросом: кто же такой поэт и как он при помощи своих стихов влияет на читателя. В последнее время особенно остро стоит вопрос о необходимости поэзии. С усилением интеграции и глобализа-ции все большее применение находит массовая культура, происходит стандартизация литературы, цель всего творчества сводится к удовлетворению бытовых потребностей безликой массы.
О поэте.
Один вопрос меня замучил:
Нужон ли обществу поэт?
И если да, откуда тучи?
Зачем он грязью дел воспет?

Вопрос хороший, очень важный:
Зачем поэзия нужна?
Зачем, когда в умишко каждый
Вбивают – мысль не важна;

Есть предприимчивость, терпенье,
Удача, счастье, - и вперед!
Зачем писать стихотворенье,
Коль должный смысл не несет?

Вокруг унылая реальность,
Болото душ, рутина дней,
Кругом циничная банальность,
Гнилая плесень новостей.

И как приятно после черни
Уйти в прекрасный мир души,
Где нежит взгляд пейзаж вечерний,
Где дремлет слух в ночной тиши,

Где все прекрасно и чудесно,
Где в сердце райские сады.
Здесь необычно, но прелестно,
И это все – поэзии труды.

Так разве можно отвернуться
От той мечты, что лучше нет,
И об вопрос нам не запнуться:
Так нужен обществу поэт?…

Помимо вопроса о месте поэта в обществе возникает проблема развития литературы, ее возможное обнищание. Подобно футуристам, многие «выбрасывают» из нашего времени настоящее творчество и искусство, классическую литературу.

Литература.
Учись у Пушкина и Гёте,
«Война и Мир» и «Тихий Дон»
Научат вас, и вы поймете
Литературы прошлой звон.

В сердцах застывших манускриптов
Найдете мыслей саркофаг,
Где в вечности проходят битвы
И тлеет вновь ареопаг.

В суровой жизни есть такие,
Кто превозносит смело дар,
Диктует правила иные,
Излив на всех души пожар.

Но, как Раскольников, иные
«Имеют право» преступить
Закон, свободу, и поныне
Им с этой злобой в сердце жить.

Литература смело мчится
Вперед, но что там за чертой?
Да, деградация случится,
Хоть и кричат ей вслед: «Постой,

Куда ты катишься?». Все дальше
Уходит мира красота;
И сколько появилось фальши!
И сколько умерло труда!

Литературный звон все глуше,
Но остается его суть,
Так пусть очистятся все души,
И новый высветится путь!  

А именно, какую форму принял этот «новый путь»? Конечно же, научно-техническую. Такие области науки, как физика и химия, получили приоритетное развитие. Первое направление обрело поистине материальную форму, с ним неразрывно связана повседневность, но видел ли кто-нибудь очеловеченное естество науки?
Физика из плоти и крови.

Душа физических явлений
Пространственна и холодна;
Собранием научных мнений
Заполнена Вселенная до дна.

Шарнирный костный механизм
Скрипит под тяжестью миров;
Молекул теоремный реализм
Кончается потоком слов

Незримых оптики решений.
На небе звезды и луна
Следят за опытом мгновений,
Где мысль свободою полна.

Система поршней, рычагов
Мешают капли, дым и взвесь
Частиц незримых, очагов,
Теорий и законов смесь.

Прибор укажет на стремленье,
По проводам стекает ток,
Пространства пятого ученье 
И важный жизненный урок.

Десятки формул, теорем
Слились в материю одну.
Как много мыслей и проблем,
Но они движутся ко дну,

И на вершине мысль взовьется,
…науки не иссякнут закрома…
Ведь мир изменчивый не гнется
Под нашим холодом ума…

В первом четверостишии показана душа науки, ее свойства и глубина (ею заполнена вся Вселенная). Во втором четверостишии показан «скелет», механизм, собирающий воедино все части и придающий движение им. Третий катрен указывает на научные мысли, их свободу, очеловеченную «фантазию» науки. В четвертом четверостишии система «поршней, рычагов» представляет некий единый организм, в котором все части работают слаженно, точно, без остановки. Пятый катрен отображает разум, шестой – материю, оболочку. В последнем четверостишии содержится вывод, рассуждение о величии разума. 
Но, как и первое, второе направление, живое и осязаемое, ярко отображает нашу жизнь, ее многогранность и непознанную истину. 

Жизнь через призму химии.

Разбита колба состоянья,
И электроды не искрят;
Потеряна эмульсия сознанья,
И на столе разлитый яд.В мензурке теплится надежда,Но приговор уже готов.Пробирка треснет, только преждеВ раствор уйдёт цепочка слов.В расчётах виден смысл названья,Но опечатка в тексте есть:Разбита колба состоянья;Над склянками клубится весть:Распалась честь, надежда, слава,Ушли в осадок мысль и ум;Не улетучилась отрава,Раствор остался чёрных дум.Забытые крупицами познанья,Ионы смертные глядят:Разбита колба состоянья,И на столе зеленый яд…В этом стихотворении можно увидеть аллегоричное размышление о сегодняшнем дне. Его основу составляет изображение всеобщего хаоса в виде разбитой колбы. Человеческое сознание, показанное как жидкость («эмульсия»), действительно, довольно текучее и податливое. Фразу «электроды не искрят» следует понимать как развал мировой системы, пришедшей в упадок (в буквальном смысле – неисправность электрической цепи). Разлитый яд символизирует распространение лжеидей, «ядовитую атмосферу» действительности. Именно на всеобщий хаос и развал мира обращается особое внимание (рефрены: «Разбита колба состоянья» и «яд»). Надежда измеряется долями, слова приобретают форму и теку-честь, что так характерно для сегодняшних метаморфоз. Расчеты не что иное, как письменное, преднамеренное умалчивание правды, хотя она, как опечатка, вкрадывается незаметно, но точно. И рядом с этой колбой «клубится весть» о правде, разорвавшей «стеклянную тюрьму». Простые люди («ионы смертные»), забытые правящей элитой, свободные от насаждаемых ценностей, видят и колбу хаоса, и зеленый яд действительности.Действительно, когда разбиваются жизненные принципы, когда теряется верный путь, когда мир поглощен хаосом и беспределом, вспоминается исцеляющая сила религии, всемогущая сила Креста. На грани вечности.Жестокое время настало, увы,И как же пройти, не теряя главы,Суровый и страшный путь существа?Принципы зиждутся силой Креста,Они обреченны на вечный изгой,Храня за стенами старинный устой…Мир человеческий в смерти простой,Правдой, свободой и честью гнилой,Раны наносит природе навек…Виною всему, увы, человек…Создатель возмездия мудрого ждет,Время настанет, Каратель придет, Он пустит на цепи нравы буйны;Готовьтесь! Никто не уйдет от войны!Хрустальное сердце не помнит врага,Но каждая жизнь ему дорога;Хладными перстами мир, как песок,Рассыплет в Вселенной на сотни дорог…Торгует он знаньями (пудами соли),Не знает ни слез, ни страха, ни боли;Железною маской закован навек,Виною всему, увы, человек…Он огненным оком свергал темноту,Жизненный рай обратил в пустоту;Доберется, конечно, и до небес,Эра начнется – шашки эфес…В объятьях Морфея люди все спят,Не попрекая Гипноса, творят,Но движется в пропасть святая миров,Погибнете все, забыв среди сновПрироду, естественность и простоту…Забудете жизнь и ее красоту…Когда-нибудь марионетками став,В клетках воздушных прочтете устав…Каратель вернется, как в старом роду,С собой приведя бремя, старость, беду,Разрушится мир человеческий вновь…По жилам и рекам небесная кровьРазлилась в Вселенной, как будто в пруду…Я тихо по берегу жизни иду…Притча о тропах.Внушить доверие нельзя,Пока не показать пути:Один – узешенька стезя,Другой – кошмарищ во плоти.Одна тропа – тернистый гущ,Шипы кровавых облаков,Канатокрепкий, цепкий плющИ множество стальных оков.Другой путь многие избрали,Но только тьму свою нашли;Утопия и рай – не угадали,До рога изобилия дошли,И погубили свои силы,Свободы пламя иссякло,Слепое счастье дымом было,И радость - время истекло.Тем, кто не может без порокаСвой крест нести, не возроптать,Святого не сыскать истока,Великий путь им не начать.Но тот отшельник, что бредетЧерез тернистые пути,В конце счастливое найдетИ душу сможет возвестиК святому лику, где столпы, Взглянуть на мир из облаков;Пусть черных душ слышны мольбы, - С себя не сбросить им оков…Иносказательный характер имеют не только притчи и сказания с их возвышенным философским смыслом, но и басни, где через несложный бытовой сюжет можно легко определить суть написанного.Басня «Коты».......................................Данный текст представленне в полном виде, для полного просмотра вам необходим скачать файл.ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

Категория: Доклады и рефераты | Добавил: Илья (10.04.2009) | Автор: Королева Ольга
Просмотров: 8808 | Теги: реферат, сообщение, Доклад
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Авторизация


 
Друзья сайта
 
Погода
Сайт управляется системой uCoz
Copyright © МОУ СОШ №2 Design © 2009
Все публикуемые материалы предоставлены с ознакомительной целью, и авторские права на них принадлежат их законным владельцам.